мастерская живописи и графики

С чего начинается рисунок? C выбора объекта и места расположения его на бумаге. Художнику необходимо показать объём объектов, глубину изображаемого пространства, передать, движение, атмосферу, эмоции с помощью карандаша, краски.

О композиции и гармонии в живописи

Что бы написать красивую картину, необходимо продумать композицию, чем мы ее заполним, как и где разместить объекты.

Композиция с латинского означает «составлять, сочинять, располагать». Это набор правил и приемов о правильном расположении объектов в единое гармоничное целое, в рамках одной плоскости.

Знание и соблюдение правил композиции, делает картину более выразительной, помогает сделать акценты на главных объектах, и привлечь внимание зрителя. Располагая элементы на плоскости, мы можем создать гармоничное или наоборот негармоничное изображение.

Гармония с греческого означает соразмерность, слаженность, согласованность частей целого. Это внутреннее интуитивное ощущение как правильно расположить элементы. Но, есть несколько конкретных, простых правил.

Гармония в рисунке
Схема. В рисунке должна быть гармония

На изображении слева, расположение геометрических фигур выглядит значительно более гармоничным. В чем же дело? В природе, зрительные образы подчиняются двум основным правилам: правилу золотого сечения и симметрии.

Золотое сечение

Считают, что Пифагор первым вывел правила золотого сечения, хотя принципы золотого сечения применяли еще древние Египтяне.

Долгое время художники следователи этому закону интуитивно, но после Леонардо да Винчи процесс создания живописного полотна уже не обходится без решения геометрических задач.

Золотое сечение в картинах Леонардо да Винчи
Золотое сечение в картинах Леонардо да Винчи

Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Например, Альбрехт Дюрер для определения точек золотого сечения использовал, изобретенный им, пропорциональный циркуль.

Пропорциональный циркуль Дюрера
Пропорциональный циркуль Дюрера для определения точек золотого сечения

Художник Василий Суриков говорил, «что в композиции есть непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика».

Чтобы понять, что же такое "золотое сечение", обратимся к рисунку.

Пропорции Золотого сечения
Пропорции частей в правиле Золотого сечения

А:B=B:C и C:B=B:A

Проще говоря, отрезок С делится отрезками А и В точке "золотого сечения", в том случае, если отрезок А = 0,382 или 3/8 от отрезка С, а отрезок В = 0,618 или 5/8 от отрезка С.

Природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. В частях проявляется повторение строения целого.

Примеры Золотого сечения в природе
Примеры проявления Золотого сечения в природе

Как применять правило золотого сечения?

Если разговор ведется об искусстве, то необходимо полотно картины поделить на части по правилу золотого сечения. Отступая от края картины на расстоянии 3/8 и 5/8 мы проводим линии. Точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий называют - "зрительным центром", именно на этих точках задерживается взгляд человека, и именно туда необходимо помещать основные объекты композиции.

Схема. Как определить зрительные центры на картине
Схема для определения зрительных центров на картине

Зрительные центры по принципу золотого сечения располагаются так:

Расположение зрительных центров на картине
Примеры расположения зрительных центров на картине
Расположение зрительных центров на картине Н.Н. Ге А.С. Пушкин в селе Михайловском
Расположение зрительных центров на картине Н.Н. Ге "А.С. Пушкин в селе Михайловском"
Расположение зрительных центров на картине И.И. Шишкина Утро в сосновом лесу
Расположение зрительных центров на картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Расположение зрительных центров на картине Ван Гога Мост Лунга
Расположение зрительных центров на картине Ван Гога "Мост Лунга"

Используйте для разметки холста сетку, построенную по принципу золотого сечения, что бы правильно строить композицию своего рисунка. Размещайте наиболее важные объекты, на которые должно быть обращено внимание зрителя, в центральных частях и по линиям сетки. Наклонные линии будут гармонично смотреться, если проводить их по диагоналям четырехугольников, образованных сеткой золотого сечения (см. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина).

Золотая спираль

Золотой прямоугольник (прямоугольник со сторонами имеющими "золотое" соотношение сторон 1: 1,68) имеет необычные свойства. Если от него взять и отрезать квадрат, со стороной равной наименьшей стороне прямоугольника, то в результате получится опять же "золотой" прямоугольник, только меньших размеров. Так можно продолжать и дальше все время, получая золотые прямоугольники.

Золотая спираль
Идея о золотой спирали и прямоугольниках

Соединяя диагонали квадратов, получаем спираль, в основе которой будет золотое сечение.

Расположение объектов на картине по спирали позволяет правильно располагать зрительные центры картины, управляя вниманием зрителя.

Расположение объектов на картине по спирали
Расположение объектов на картине по спирали для правильного размещения зрительных центров

Примером может служить подготовительный эскиз Рафаэля к картине «Избиение младенцев».

Эскиз картины Рафаэля Избиение младенцев
Расположение объектов по спирали на эскизе Рафаэля "Избиение младенцев"

Обратите внимание, как использовали золотую спираль импрессионисты в своих пейзажах.

Расположение объектов по спирали в работах импрессионистов
Расположение объектов по спирали в работах импрессионистов

Есть много примеров использования спирали золотого сечения и в работах современных художников.

Расположение объектов по спирали в картинах современных художников
Расположение объектов по спирали в картинах современных художников

Следуйте в разметке своего рисунка законам золотого сечения, тогда композиция будет смотреться сбалансированно.

Развивайте у себя чувство гармонии. Исследуйте работы лучших живописцев прошлого и признанных мастеров современности. Ищите признаки золотого сечения в построении композиции их картин. Такая тренировка позволит быстро овладеть секретом изобразительного искусства, которым человечество пользуются с древних времен.

Пропорции тела человека так же подчиняются золотому сечению

В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришёл к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения.

Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях.

Как проявляется Золотое сечение в пропорциях тела человека
Пропорции тела человека подчиняются золотому сечению

Подробнее об изображении людей читайте в наших следующих статьях из цикла «Советы начинающему художнику»

pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img