мастерская живописи и графики

Сегодня мало кто из художников сам натягивает холсты на подрамники. Быстрее и дешевле купить готовый. Однако, если вы все же решили сделать себе холст на подрамнике своими руками, то эта инструкция вам поможет.

1. Инструменты для изготовления подрамника

  • Ножовка по дереву.
  • Строительный угольник
  • Ножницы
  • Карандаш
  • Специальные щипцы (плоскогубцы) для натягивания холста. Их можно купить практически во всех специализированных магазинах. У этих щипцов плоская поверхность, которая позволяет натянуть холст, не оставив на нем дыр.
  • Мебельный степлер, чтобы надежно закрепить холст на деревянном подрамнике.
  • Клей ПВА и кисточку
  • Отвертку, шурупы
  • Пульверизатор с чистой водой.
  • Гессо – эта грунтовка часто используется для обработки холста после того, как он будет натянут.
Инструменты для изготовления подрамника
Инструменты для изготовления подрамника

2. Изготовление подрамника

Подрамник делают из деревянных реек. Основная проблема – качество древесины. Не просушенные рейки в последствии может сильно повести. Поэтому нужно убедиться, что вы приобретаете просушенные заготовки.

Это могут быть готовые с запилами детали или обычные деревянные рейки из строительного магазина. Готовые детали можно собрать очень быстро. Их достаточно просто проклеить и дождаться, когда высохнет клей.

Если вы пошли другим путем, то вам предстоит вооружиться инструментом и самостоятельно сделать заготовки из реек, отмерив нужный размер. Скорее всего вы не сможете сделать внутренний запил в деталях, поэтому крепите рейки на металические скобы.

Другой вариант соединения детелей – с помощью ПВА приклеивайте на углы подрамника треугольники из арголита. Самый распространенный, он же дешевый и менее надежный способ – соединение с помощью металических скоб.

Варианты соединения углов подрамника
Варианты соединения углов подрамника

3. Укрепление больших подрамников

Если размер вашего подрамника более 70-80 см., то используйте распорки внутри подрамника. И еще, чем больше подрамник вы делаете, тем толще берите рейки.

Если вы не планируете вставлять картину в раму, то делайте подрамник из толстых реек. Так галерейная натяжка будет выглядеть лучше.

По окончании сборки подрамника проверьте его диагонали. Все должно быть ровным. В противном случае подрамник может не войти в раму или просто будет висеть кривая картина – это не эстетично.

Варианты укрепеления подрамников
Как укрепить большой подрамник?

4. Какой холст выбрать?

Определитесь заранее из какого материала вам нужен холст – лен, хлопок, джут. Большинство известных картин имеют льняные холсты.

Существуют разные бренды холстов: французский, бельгийский, итальянский и др.. Поговорите с поставщиком о свойствах того или иного полотна. Выбор зависит от ваших субьективных предпочтений и живописных задач.

Обратите внимание на текстуру холста. Без зерна хорошо подходят для портретов. Они почти такие же гладкие как бумага. Есть мелкое зерно и среднее. Грубые холсты хорошо подходят для пастозной живописи.

Прочность холста влияет на силу натяжения. Грубые холсты прочнее.

5. Как определить размер холста?

Проще натянуть необработанный холст (не покрытый гессо). Поэтому покупайте не грунтованные холсты.

Холст должен быть больше подрамника с каждой стороны на 3 – 4 сантиметра, если подрамник планируете вставлять в раму. Если делаете галерейную натяжку, то края должны оставаться 5 – 6 сантиметров.

Если вы исользуете широкие рейки, то "хвосты" полотна должны быть еще больше, так что бы их можно было загнуть и закрепить на подрамнике. В общей сложности, для стандартного подрамника 60×60 см. вам понадобится кусок полотна размером 70×70 см., а для широкого подрамника этого же размера холст 75х75 см. или даже 80х80 см.

При натяжке вы будете держаться за эти "хвосты".

Если вы планируете натягивать не много подрамников, то берите у поставщика полотна из остатков. Как правило они дешевле. В противном случае, нужно покупать рулон оптом.

Правильный размер холста
Как определить размер холста?

6. Подготовка холста к натяжке

Подготовьте холст нужного размера. Лучше холст рвать, чем резать (но это не обязательное условие). Сначала надрежьте, а затем разорвите край вдоль волокон. Так линия разреза будет более ровная.

Перед натяжкой слегка намочите заднюю часть полотна из пульверизатора, если используете необработанный холст. После высыхания он натянется плотнее.

7. Начальный этап натяжки полотна

Положите холст на стол. Сверху по центру полотна положите подрамник. Посмотрите, что бы "хвосты" были ровными с каждой стороны. Если вы натягиваете грунтованный холст, убедитесь, что грунтованная сторона направлена вниз к столу.

Начинайте крепление полотна по длинной стороне, которая ближе к вам. Закрепите холст на подрамнике от середины к краям тремя скобами. Расстояние между скобами 2 - 3 см.

Если картина будет в раме, то крепите на ребре подрамника, а если делаете галерейную натяжку, то крепите к внутренней стороне.

Обычный и галерейный варианты крепления полотна
Варианты крепления полотна: под раму и галерейный

По краям холст пока закреплять не надо. Поверните конструкцию к себе другой стороной. Плотно натяните холст, оберните им рамку и закрепите тремя скобами от середины к краям.

Нельзя крепить от краев к середине. В этом случае полотно перекосится и провиснет.

Натяните холст по оставшимся коротким сторонам. Возьмитесь за незакрепленное плотно специальными щипцами и натяните холст, Закрепите его скобами к раме. Сделайте то же с последней стороной.

Начало закрепления холста
Начало закрепления холста

8. Натяжка краев холста

Закрепите края на одной из длинных сторон. Потяните на себя посатижами незакрепленный участок холста, натяните его и зажмите скобой. Натягивайте за раз один не большой участок.

Можно вставить скобы возле уголков, между центром и уголком. Продолжайте работу до тех пор, пока у вас не останется около 7 – 10 см. незакрепленного холста от углов.

Если вы натягиваете холст большого размера, например более метра, то на этом этапе работы расстояние между скобами может быть 10 см.. Затем, по мере равномерной натяжки холста, вы добавите скобы и расстояние между ними в финале станет 2 - 4 см.

Если ваше полотно не грунтовано, не натягивайте его слишком туго. Оно, конечно, не должно провисать, но и натяжение должно быть не максимальным. Дело в том, что после грунтования холст станет мокрым и это приведет к его значительной усадке. Перетяжка холста может повредить холст в местах крепления или деформирует древесину.

Если у вас нет специальных щипцов для натяжки, можно работать и без них.

Натяжка краев холста
Натяжка краев холста

9. Подогнка и закрепление уголков

Подверните один уголок, плотно натяните, чтобы нигде не было волн. Крепко держите холст. Посмотрите, чтобы холст был ровным и плотно натянутым.

Некоторые художники делают небольшой надрез по диагонали, чтобы холст аккуратно лег по углам. Уголки должны выглядеть ровными. Если натягиваете холст первый раз, то с этим придется немного повозиться.

При загибании полотна одна сторона всегда имеет бугорок, а другая гладкая. Выберите для себя какая сторона будет гладкой – это важно для холстов галерейной натяжки, которые не предполагают использование рам. Обычно такими делают боковые стороны подрамника.

Подогнка и закрепление уголков
Подогнка и закрепление уголков

10. Окончание работы по натяжке холста

Сделайте финальный осмотр холста. Если есть провисания или складки, то в этих местах снимите скобы и подтените холст. Закрепите его. Добавьте скобы там, где их явно не хватает.

Не всегда видно на сколько глубоуо скоба вошла в дерево, поэтому простучите все скобы молотком. Не делайте сильных ударов, что бы не повредить подрамник и его углы.

Оставьте холст постоять в сухом помещении с комнатной температурой на несколько часов (лучше 1-2 дня), прежде чем вы будете его грунтовать или писать на нем.

По пршествии времени переверните холст и постучите по нему пальцем. Звук должен напоминать звук барабана, а на ощупь холст должен быть плотным.

Снова проверьте нет ли на холсте заломов и провисов. Исправьте их, в противном случае холст провиснет еще больше, когда на нем окажется краска.

11. Грунтовка холста

Как правило, используется три слоя грунтовки (она наносится кистью в одном направлении). Гессо представляет собой белую смесь из гипса, мела и прочих веществ, которые продаются во многих магазинах принадлежностей для живописи.

Нанесите один слой и дайте ему высохнуть, затем нанесите второй. Прежде чем нанести третий слой, пройдитесь по поверхности наждачной бумагой с мелким зерном.

Следует наносить грунтовку в одном направлении, чтобы поверхность выглядела ровной и аккуратной - это поможет вам в работе. Счистите любые наплывы и неровности наждачной бумагой.

Дайте грунтовке высохнуть.

Если вы купили и натянули уже загрунтованный холст, то проверьте качество грунта. О том как это сделать смотрите статью «Нужно ли догрунтовывать холсты, купленные в магазине».

Грунтовка холста
Грунтовка холста
pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img