У живописцев есть такое определение как мыльная живопись — это когда цветовой пигмент очень сильно замешан на белилах. От неумения или же от непонимания автор мешает цвета на основе белил, отчего его живопись теряет цветовую плотность и получается мыльный эффект. Общий тон картины получается слишком светлым, засвеченным.
Есть и другая крайность, когда художник атакует холст чистым пигментом, в желании удивить мир взрывным колоритом.
Где та золотая середина, что называется живописью?
Мастерство живописца проявляется в том, что он использует белила как можно меньше, работая тепло-холодностью и большими отношениями цветовых пятен на плоскости холста. Точно взятые отношения пятен создадут свет в картине, а не густо положенные белила.
Если Вы попробуете писать вообще без белил, то откроете для себя тайны цвета, у вас будут получаться такие смеси, которые вы никогда бы не намешали, полагаясь на белила.
Используйте простой, но очень эффективный приём: посмотрите на вашу картину с большого расстояния (10-30 её диагоналей). Если всё, что на ней изображено, сольётся в одно мутное пятно, то в этой работе нет чёткости композиционного решения, не взяты большие цветовые отношения, краски не звучат. Значит необходимо продолжать работу, усилить цветовые контрасты.
Одним из признанных мастеров в передаче света является Оскар Клод Моне (1840-1926) Французский художник–импрессионист.
Палитра художника Клода Моне описывается как яркая и богатая.
Детальное изучение техники Моне, показывает, что краски, часто, использовались прямо из тюбиков, или смешивались непосредственно на холсте.
Также, Моне прибегал к технике лессировки (работа полупрозрачными красками), чтобы добиться эффекта прозрачности, и свечения.
Моне наносил краску легкими мазками, либо так чтобы они не соприкасались, либо непосредственно одну за другой.
Моне обращался с красками также свободно, как и пианист с клавишами пианино. Работая над картиной, он не отрывал от нее взгляда, ему не требовалось смотреть на палитру, чтобы найти нужную краску.
Его палитра все время менялась.
Начиная с 1860 года, Моне избегал черных красок, его палитра состояла только из чистых светлых цветов.
Отвечая на вопросы, он говорил «… Самое важное, это знать, как использовать краски. Выбор красок – всего лишь дело привычки. Я использую свинцовые белила, кадмий желтый, вермильон, крапп (ярко красная), кобальт синий, окись хрома, и все.»
Вот что он сам говорил о цвете и свете в живописи:
Когда вы рисуете, постарайтесь забыть о том, какие объекты вы видите перед собой: дерево, дом, поле… Просто думайте о том, что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета, здесь – продолговатая розовая фигура, там – желтая полоса, и рисуйте так, как это выглядит для вас, конкретный цвет и форму, пока не получите свой собственный наивный отпечаток сцены, которую видите перед собой.
Я желаю недостижимого. Другие художники пишут мост, дом, лодку, и на этом всё. Они закончили. Я же хочу написать воздух, окружающий мост, дом, лодку, красоту воздуха, в котором существуют эти объекты....
Я нахожусь в постоянной погоне за малейшим проблеском цвета. Это моя собственная вина. Я пытаюсь постичь нечто неуловимое. Это ужасно – то, как убегает свет. Цвет, любой цвет, длится лишь секунду, в лучшем случае – три или четыре минуты.
Рисуйте то, что видите, а не то, что должны видеть. Не отдельные объекты, будто бы помещенные в пробирки, но объекты, окутанные солнечным светом и атмосферой, с голубым куполом небес, отражающимся в тенях.
В поисках света, Моне несколько раз мог написать один и тот же вид. Он ловил нюансы освещения, наслаждался изменчивостью природы. Всмотритесь в его работы и Вы увидите, что игру света и тени он передавал при помощи виртуозного владения цветовой палитрой, а не количеством белил.
Учитесь у великих мастеров и тогда Ваши картины будут достойны восхищения.
На наших занятиях в мастерской мы часто пишем реплики с картин великих мастеров, в том числе и с картин Клода Моне.
Загляните в наше расписание, выберите мастер-класс, записывайтесь и приходите рисовать.