мастерская живописи и графики

Общие тенденции Ренессанса отразились и на развитии изобразительного искусства. Для того времени появление портрета было революционным событием.

14 век

В схематическое изображение библейских сюжетов постепенно проникает перспектива и детали фона. Но главное, в 14 веке проторенессанс дарит миру начало реалистического изображения образа человека. Впервые после античности становится возможным показать идеал и индивидуальность человека.

img

Джотто, фреска «Положение во гроб» (Капелла Скровеньи, Падуя, 1303-1313)

Фигуры крепко стоят на земле. Вместо рядоположения они располагаются друг за другом (т.е. в пространстве и движении). Образы на фресках похожи друг на друга. Лики плоские, их как будто отчеканили, они имеют похожие линии носа, подбородков, разрезы глаз, рта, цвет волос и кожи. Основные инструменты мастера - линия, силуэт, контур, цвет надолго останутся таковыми, что и определит развитие портрета.

Слова М.В. Алпатова к фреске «Поцелуй Иуды» отлично подходят и к этой фреске: «Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг.»

Сначала портрет робко появляется как составная часть многофигурной религиозной композиции в стенной росписи или в алтарном образе - это донаторские, скрытые портреты или автопортреты, связанные с изображением святых в единой композиции. Эти образы реальных людей проделывают путь от пассивных зрителей до участников религиозных событий. Однако традиции времени не дают раскрыть в портрете личность.

15 век

К середине 15 века художники все больше изображают на заказ тех, кого необходимо прославить, тех, кто стоит у власти и заслуживает признания потомков.

img

Боттичелли, «Поклонение волхвов», около 1475г., галерея Уффици, Флоренция

Эта фреска ярчайший пример скрытых(?) портретов в многофигурной религиозной композиции. Мы видим много красных вещей, указывающих на высокое положение собравшихся. Установление же личностей героев дает нам право отнести эту работу к портрету-панегирику.

В толпе Флорентийской знати представители трех (!) поколений семьи Медичи. Династическая преемственность - это ли не доказательство того, что властвующая семья под покровительством Божественной власти

1-Казимо Старый и его сыновья:

2-Пьеро ди Козимо (отец Лоренцо)

3-Джованни ди Козимо

4-Джулиано, сын Пьеро и брат Лоренцо

5-Лоренцо Великолепный, внук Козимо Старого, действующий правитель Флоренции (со свитой)

6-Пико делла Мирандола гуманист и философ

7-Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы - заказчик фрески

8-ну, и конечно же, автопортрет самого Боттичелли, справа у края картины (что, для того времени, было неслыханной дерзостью)

Здесь реальные люди становятся не просто свидетелями, но уже активными участниками евангельского события. И это не с проста. Нам показан идеал государственного мужа, истинного служителя Богу и обществу. Ведь только избранные, достойные, благородные, отмеченные Божьей милостью люди, могут удостоиться присутствия на таком событии.

Перед нами наглядное доказательство Божественного покровительства власти на земле. Людям внушается, что герои картины достойны величия и уважения.

Художественные образы монументальной живописи открывают для себя станковый портрет. Появляются портреты-панегирики «славных мужей» с доблестным характером в индивидуальном образе, а вместе с ними исторические и светские.

16 век

На пороге 16 века приходят поясные портреты с изображением рук и конкретного ландшафта. Все это позволило лучше передавать характер человека, чувства и эмоциональное сопровождение. На смену сурового государственного идеала приходит идеал светской красоты юности. Появляются изящные образы, написанные маслом.

Давайте вместе посмотрим на три самых известных творения 16 века и проанализируем идеалы красоты того времени.

На протяжении веков по каждой картине большинство людей сходятся во мнении, что перед нами живые люди. В отношении же внутреннего мира этих образов единства нет. В этом, на мой взгляд, и заключается еще одна ценность этих шедевров - каждый понимает их по-своему. Ведь люди не могут до конца понять себя и тем более других людей и делают свои(!) выводы.

Перед нами венцы, идеалы изображения человека, где мастерам удалось в художественном образе реальных людей передать их живые внешние индивидуальные особенности и личный внутренний мир.

img

Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы Джокондо, Мона Лиза», 1503—1519, Лувр, Париж

Мы видим молодую женщину с достоинством, которая знает себе цену. Она спокойная и непринужденная в общении, доброжелательная, не скажет вам злого слова, скорее промолчит. Может быть обаятельной.

Она умна и осторожна, Вы точно не узнаете о чем она думает, она очень хорошо контролирует свои мысли и не даст Вам повода ее спровоцировать.

У нее дружественный взгляд, но он проницательный, она постоянно следит за собеседником.

Вряд ли вы услышите от нее осуждение или негативные оценки в чей либо адрес. Она не будет искренней, скорее улыбнется в ответ. Не скажет того, что может навредить ее репутации, но ей нравится общаться и привлекать к себе внимание. С ней легко общаться на бытовые темы. Может пошутить по-доброму.

Идеал: сдержанная, умная, думающая женщина, дорожащая своей репутацией, общительная, с достоинством.

img

Рафаэль, «Портрет Бальдассаре Кастильоне», 1514-1515 гг., Лувр, Париж

На момент написания картины Кастильоне 36 лет. Значит он на службе. Не смотря на густую бороду, она не седая и нет глубоких морщин на лице.

Он порядочный человек, добившийся уважения и признания. Он кажется бескорыстным и умудренным жизненным опытом, надежным, умным, снисходительным и терпеливым.

Он не потерпит глупости, но будет сдержан в своих оценках, потребует от вас острого ума, преданности, правильных поступков.

Уставший взгляд, за которым скрывается мудрость, он много пережил, в его голове заботы и хлопоты, масса не решенных вопросов, возможно мало сторонников и мало тех, на кого можно положиться.

Он разочарован какими-то событиями или решениями вышестоящего лица, на которые он не может повлиять.

Хочется спросить, что гнетет его, что расстраивает? Вряд ли он будет жаловаться, но косвенно он даст понять, чем он не доволен, рассказывая (рассуждая) о том, каким должен быть порядок, как нужно решать дела. Он не двуличный человек и, скорее всего, найдет слова сказать то, что он думает.

Идеал: государственный человек, преданный идеалам служения обществу, умный, образованный, бескорыстный, правдивый, обходительный и сдержанный.

img

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1565г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Перед нами библейский сюжет - отшельница Мария Магдалина. По легенде она дожила до старости, прожив 30 лет в пустыне. На картине - молодая женщина. Следовательно, можно сказать, что это начало ее отшельнической жизни.

Мы видим поистине верующего человека, не поддельно страдающего, она глубоко раскаивается в своих грехах, принося себя в жертву. Мы видим красивое молодое тело женщины, дух которой сам отказывается от этой красоты. По легенде состарившееся тело Магдалины было похоронено и только ее душа вознеслась к небу. В случае с Богоматерью на верх было вознесено и тело. Тело Марии Магдалины было отвергнуто.

Выплаканные глаза и распухшие губы говорят о сильном страдании. Мысли молодой, красивой женщины заполнены не земными страстями. Она молится Богу о прощении и спасении души, отказавшись от земной суеты и бренности. На это указывает череп, имеющий в картине символическое значение.

Есть примеры религиозных сюжетов, где кровь Христа капает на череп Адама, как символ искупления грехов. Не исключено, что Тициан использует череп именно в этом значении. Тонкое дерево на заднем плане показывает хрупкость, слабость человеческой души перед искушениями.

В общении с таким человеком, скорее всего будет звучать тема покаяния, расплаты за грехи, наставления на праведную жизнь.

Идеал: верующий человек, сильный духом, раскаивающийся в своих грехах, истинно любящий Господа

В 16 век портрет входит самостоятельным жанром, где художники изображают не только внешнюю, но и внутреннюю красоту человека. Экспериментальным путем они находят художественные средства с помощью которых раскрывают личность портретируемого и идеал, который хотели в нем воплотить.

В последующие века жанр портрета развивался и совершенствовался, менялись стили и направления живописи, но неизменной остается задача художника, через созданный на полотне образ, передать внешний и внутренний мир модели, отразить свое личное отношение к портретируемому.

pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img