В слове «художник» живут сразу три греческие богини — Хариты, у римлян — Грации. Как это случилось? Читайте нашу статью: «Художник от слова худо?» здесь.
Эти девы не простые — дочери самого Зевса. Отец поручил «золотой молодежи» отвечать за изящество, прелесть, красоту. На современный лад — это что-то около гламурное.
Судите сами, имя одной сестры Агла́я (Ἀγλαϊα ликование, блеск). У Аглаи и слова "гламур" [Αίγλη] один древний корень. Это потом в Википедии написали, что гламур от англ. glamour. Другая сестра Талия — цветущее счастье, а в переводе с греческого на русский язык — область живота. У многих талия имеет прямую ассоциацию с красотой фигуры.
Говоря современным языком, греки изображали девушек без грации, т.е. без нижнего белья, часто в танце, т.е. в грации — красота в движении. Такая вот игра слов. Две сестры по краям обращены к нам лицом. Третья сестра в центре к нам спиной, а ее голова повернута вполоборота. Такую композицию можно считать классической. Именно она дала другие различные варианты изображения сестер.
Так Хариты "вдохновляли" художников тогда. Сейчас смотришь телек и понимаешь, ну ничего нового, те же приемы «вдохновения». Но знаете, греки не сразу раздели героев. Изначально вообще запрещалось изображать богов обнаженными. Примерно до 5 в. до н.э. мастера ваяли героев одетыми. Скука, верно? Вот и зодчие, вдруг обнаружили, что темы исчерпаны. Но как объяснить целомудренному народу, что это искусство, а не срам (т.е. не "нарушение приличия" — по В.Далю)?
Помните сколько в Греции было философов? И мудрецы придумали: человек с красивым телом обязательно красив и душой. Поэтому показать всю красоту не стыдно, а даже необходимо, как идеал, к которому нужно стремиться.
С тех самых древних времен сохранилась одна история про скульптора, который изобразил обнаженной богиню Афродиту. Выдуманная история или нет доподлинно не известно. Но рассказывают следующее. В 4 в. до н.э. Пракситель, так звали зодчего, оказался в суде вместе с гетерой Фриной, которая ему позировала.
Обвинитель заявил о том, что согрешил не только скульптор, но и его возлюбленная натурщица. Обоих обвиняли в безбожии и кощунстве. Адвокат Гиперид, видя, что дело разваливается, сбросил с Фрины одежду. Судьи были под впечатлением от такой красоты. И что вы думаете? Конечно же, ее оправдали. Ну не может совершенное тело скрывать несовершенную душу, ни как.
Все это, видимо, не обошлось без третьей сестры Евфросины — благомыслящей. Хотя, по другой версии она веселая и с настроением. Одно другому совершенно не мешает, зато, образует связь между мыслью и горячим чувством и рождает, как не крути, духовную жажду человека. Незримым образом Хариты питали художников вдохновением из этого творческого и "духовного" источника.
Поговаривали, что Луций Анней Сенека (умер в 65г. н.э., римский философ-стоик, поэт и гос. деятель, а также воспитатель Нерона) видел в Грациях олицетворение щедрости. Он считал, что сестры символизируют: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Ну красиво же придумали, а? Догадываетесь сколько сыпалось заказов? Вдохновились ведь не только мастера.
С появлением христианства этот источник вдохновения немного прикопали и был запрет на изображение обнаженных, но потом пришло Возрождение и художники еще долго вдохновлялись и нещадно эксплуатировали триединство: тела (целомудрие), души (любовь), разума (красота). Думаете тему Харит тогда исчерпали? Как бы не так, смотрите далее нашу подборку картин.
Grazie (грациэ), т.е. спасибо за внимание.
Мы за ранее приносим свои извинения за столь обнаженную подборку.
Обратите внимание, на этой картине Грации не танцуют, но принцип их изображения сохранен. Две сестры развернуты к нам лицом, а третью мы видим со спины и ее голова повернута в сторону.
Это не единственный случай, когда античные герои или красавицы появляются на стенах храма или монастыря. По меньшей мере это удивляет. Верующим, а тем более людям, посвятившим свою жизнь Богу, не нужны античный идеалы с их неземной красотой. Монахи сознательно отвергают чувственную красоту. По их мнению она уводит от основных духовных смыслов. Поэтому эта работа на стене монастыря приобретает совершенно другое смысловое значение.
По мнению искусствоведов художник рисовал женщин "честно и открыто". Рубенс был человеком религиозным и считал тело человека творением Божием, потому такого творения стесняться ни как нельзя и значит нельзя стесняться его изображать.
Грация слева — вторая жена Рубенса Елена Фурман. Картина написана в скоре после женитьбы. Рубенс очень любил эту картину и полотно висело в доме художника. После смерти мастера картина была куплена испанским королем Филиппом IV. «Три грации» до сих пор находятся в Испании.
Английский карикатурист создал более тысячи «злободневных» рисунков. За серию карикатур на Наполеона Бонапарта император обещал повесить художника. Гиллрэй высмеивал не только политиков, но и обывателей, модников.
Французский художник-портретист написал эту картину в стиле рококо, Грации олицетворяют вечную молодость, красоту. Прически в стиле ампир, как дань моде того времени. Тонкая прорисовка отдельных деталей, ткани, драпировок. Искусствоведы считают палитру "сладкой и медовой". Мы видим теплый и ровный свет.
Искусствоведы считают этого английского художника выдающимся колористом. Основой его творчество стала обнажённая женская натура.
Этого художника счиают последователем Уильям Этти и он был главным британским художником обнаженной натуры во второй четверти XIX века.
"В своих лучших проявлениях работы Фроста обладают особым шармом, подобным драгоценным камням, его привлекательные молодые женщины-модели обладают дерзким, застенчивым качеством, что делает их более возбуждающими, чем мощные исследования Этти ..." —Лайонел Лэмбурн, Викторианская живопись.
Английский художник написал 8 картин на тему Пигмалиона, на одной из них присутствуют три грации. При этом у художника есть целый ряд работ с грациями отдельно.
Главной темой творчества этого французского живописца был изящиный, эмоциональный женский образ. Картины пронизаны мягкостью, женственностью, нежностью, романтизмом и поэтичностью.
Грациями, вдохновившими художника были: его жена, Ольга Хохлова и Сара Мерфи, которой Пикассо, по слухам, был сильно увлечен в 1920-е годы.
Эту французскую художницу сам Сальвадор Дали призвал стать художницей, оценив ее детские рисунки.