мастерская живописи и графики

В истории рисования, конечно же, первыми появились пейзажи и портреты, которые старательно выписывал первобытный человек на стене своей пещеры. Однако, религиозный подтекст в живописи был уже тогда. А вот священные изображения на досках и стенах храмов появилось значительно позже и, далеко не у всех народов.

Считается, что первую икону написал евангелист Лука, он изобразил Деву Марию. Самые древние (II—IV в.) иконы, сохранившиеся до наших дней, находятся на стенах римских катакомб, где скрывались от римских преследователей первые христиане. Иконы, которые мы знаем сейчас, берут начало в восточно-христианском мире в Византийской империи.

Торжество Православия

Как и в живописи, в иконописи не обошлось без своих драм и трагедий, тому напоминанием церковный праздник Торжество Православия. Он отмечается в первое воскресенье Великого поста. Правда, на церковном языке правильнее сказать не первое воскресенье, а первая неделя. Прошло 7 дней Поста и вдруг, в конце недели появилась первая неделя Великого Поста. Как так?

Слово "неделя" в церковно-славянском языке означает воскресенье, а не 7 дней, а период времени спонедельника повоскресенье обозначается словом "седмица". Вот иполучается, что первая седмица Великого Поста завершается первой неделей, т.е. первым воскресным днем Поста. В свою очередь этот воскресный день открывает следующую вторую седмицу, и так далее.

Иконоборчество

Празднику Торжества Православия предшествовал период борьбызапочитание икон. Раздор случилсявнутри самой православной церкви. Все началось в 730 году, когда император Лев III Исавр запретил почитание икон. В 754 году этот запрет официально закрепил Иконоборческий собор.

img

Рембрандт Харменс ван Рейн, "Моисей со скрижалями законов", 1659г. Размер: 169х137 см. Музей Стаатлих, Берлин

Противники иконапеллировали ко второй заповеди, данной Богом еврейскому народу через Моисея: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…" (Исх.20:4-5).

Не смотря на эту заповедь к VIII веку уже были написаны иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и другие. Однако единого канона в отношении икон в церкви не было.

Христиане были окружены языческими народами. Вспомним хотя бы русичей, поклоняющихся в тот период Перуну и другим богам. Поэтому отношение к иконам, их почитание, часто сводилось к языческому поклонению.

Иконам приписывались магические силы. Подчас для некоторых людей целование всех икон в храме было важнее самой литургии. Достаточно сказать, что даже в наше время не мало тех, кто поклоняется иконе, а не тому, кто на ней изображен. Тем более суеверное поклонение было распространено в те далекие времена.

img

Доменико Морелли "Иконоборцы", 1855г. Размер: 257х212 см.

Традиционно больше всего икон было в монастырях, да и сами иконы писали тоже монахи, поэтому они первыми попали под удар иконоборцев. Служители церквиотказывались уничтожать иконы и фрески, украшавшие стены храмов. За это многие из них были изгнаны или казнены.

Не смотря на то, что в 787 году VII Вселенский Собор установил в Православной Церкви почитание икон, гонители продолжали свирепствовать. В общей сложности понадобилось чуть более ста лет, что бы в 843 году при императрице Феодоре иконоборчество было осуждено, а иконопочитание восстановлено.

Для чего нужна икона?

Вы наверное обращали внимание, как перед иконами успокаиваются наши мысли и чувства, говоря церковным языком, помыслы и страсти, а суета отступает на второй план. И это не случайно.

Икона с греческого — образ. На иконах изображают Христа, Богородицу, святых, библейские и церковные события. Цель иконы побудить молящегося вспомнить первообраз.

На том же VII Вселенском Соборе было установлено следующее: "…честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней".

Святой Иоанн Дамаскин, один из отцов церкви, говорил: "иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего".

Интересным наблюдением поделился известный византолог академик РАХ Алексей Лидов (Институт мировой культуры МГУ). В итальянских храмах полно замечательной религиозной живописи. Однако, когда речь идет о молельном образе, итальянцы не редко ставят перед собой византийскую икону, весьма простого письма. Это могут быть иконы Владимирской Богоматери или "Троицы" Андрея Рублева. Когда нужно молиться, и нужен образ-посредник, то византийскую икону заменить ничто не может.

Как мы воспринимаем икону и живописную картину?

Икона не является разновидностью живописной картины, даже если последнюю можно отнести к жанру религиозной живописи. Все знают картину Александра Иванова "Явление Христа народу". Вряд ли кому-то приходит на ум молиться перед этой замечательной картиной.

img

А.Иванов "Явление Христа народу", 1837—1857гг. Размеры: 540×750 см. Третьяковская галерея, Москва

Она интересна для нас своим сюжетом, композицией, художественными образами, мы с удовольствие ее рассматриваем и, кроме смыслового контекста воспринимаем эстетическую сторону работы.

Икону мы воспринимаем иначе. Для православного человека она служит посредником с другой реальностью и соединяет верующего через молитву с духовным миром. Она помогает молящемусяобратить свой внутренний взор к святому, настроиться и обратиться к нему с благоговением.

Каким должен быть иконописец?

Требования к написанию икон сильно отличается от написания картин. В каждом веке мы видим как изменялась живопись. Сколько споров вокруг пресловутого "Квадрата Малевича" — считать эту картину живописью или нет? А вот иконы, которые пишут монахи, по-прежнему соответствуют древним канонам.

В правилах Стоглавого Собора (проходил в Москве в 1551г.) приводится целый список требований к иконописцу: "Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно же хранить чистоту душевную и телесную, со всяким опасением (…) И подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться, и по их наставлению и учению жить, в посте, молитве и воздержании, со смиренномудрием, без всякого зазора и бесчинства".

Совершенно очевидно, что такие добродетели не даются в готовом виде в художественных училищах и университетах. Кроме технической подготовки иконописец проходит определенный путь духовного взросления. О том, какую школу проходят будущие иконописцы читайте в нашей статье: "Образ иконописца в живописи" здесь.

Написание Иверской иконы Божией Матери

Для примера посмотрим, как был сделан список с Иверской иконы Божией Матери. Это сильно отличается от написания картины.

В 1648 году, по просьбе будущего патриарха Московского и всея Руси Никона афонский иконописец преподобный иеромонах и духовный отец Ямвлих Романов сделал список с Иверской иконы Божией Матери.

img

Иверская икона Божией Матери, Афон, Греция

Икону доставили царю Алексею Михайловичу с письмом, из которого мы узнаем, как она была написана: "365 братьев сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, (…) и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу, (…) чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону. (…) И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию".

С учетом технологии на письмо иконы размером 70х40 см. необходимо не меньше месяца. Глядя на размер списка Иверской иконы 137×87 см. становится понятным, что такой подвиг не под силу большинству мирян, которые пишут иконы в наше время.

О том, как изображают художники иконописцев в своих картинах смотрите нашу статью: "Образ иконописца в живописи" здесь.

pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img