мастерская живописи и графики

В живописи тема иконописцев далеко не самая популярная, в отличие от религиозной тематики в целом. Для примера вы можете заглянуть в нашу статью: "Православные храмы в живописи" здесь.

Предлагаем посмотреть несколько интересных, на наш взгляд картин, где художники изобразили иконописцев за работой, а также кратко ознакомиться с тем, как происходит подготовка мастеров этого живописного дела.

Вы видели свет от иконы идущий?

Первая картина Александра Янова. Художник изобразил монаха, расписывающего храм. Когда мы смотрим на эту картину, то складывается такое впечатление, что лик Христа сам нерукотворно проявляется на стене. Так художник картины отсылает нас к преданию о больном царе Авгаре. Правитель Эдесса был первым царем уверовавшим в Спасителя и исцелился от проказы, когда получил плат (убрус) с ликом Христа.

img

А.Янов "Инок-живописец", 1885г.

Далее мы видим смиренную позу иконописца, склонившегося ко Спасителю, что символизирует добродетели монашеской жизни. Рассматривая картину, мы ощущаем запах штукатурки в храме, слышим эхо, уходящее под его свод, каждый стук и шорох в тишине.

Вы можете заметить яйца и скорлупу. Не подумайте, что монах трапезничает в храме. Яичный желток — составляющая для краски, он смешивается с пигментами.

Леса и лестница символизируют восхождения по духовной лестнице к Богу. Как нельзя лучше сюда подходят стихи Галины Комлевой:

Вы видели свет от иконы идущий?
Как можно такое рукой сотворить?
Господь направляет иконописца
И позволяет ему творить!

Иконописец творец и свидетель чудотворного появления образа. Почему так? Потому что по воле Божией и с Его помощью.

Поновление своей души

Когда-то эту работу Владимира Маковского приобрел Павел Третьяков для своей галереи. С 1932 года картина находится в Вологде, в настоящее время в областной картинной галереи.

img

В.Маковский "Иконник", 1891г.

Интересен тот факт, что Маковский сам участвовал в росписях знаменитого храма Христа Спасителя, неподалеку от которого он жил. Поэтому он знал не понаслышке, что такое роспись храма и труд иконописца.

Иначе говоря, перед нами история из первых рук. Не даром Владимир Егорович считается мастером короткого живописного рассказа. Сам он так говорил: "Картина не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины".

В этой работе автора мы видим сдержанную колористическую гамму. По цвету иконописец словно сливается с росписью храма. Так художник подчеркивает внутреннюю духовную связь старого мастера с этим местом.

Интересно так же композиционное решение. Маковский поставил своего героя на самый верх колокольни, т.е. над суетным миром в прямом и переносном смыслах. Не молодой возраст иконописца и то чем он занят — поновление росписи, указывают на необходимость постоянной сосредоточенной внутренней работы человека над собой, не зависимо от его возраста.

Не только храмовые строения, но и душа человека нуждается в поновлении. Никакие соблазны мира не должны отвлекать его от стремления подняться к Богу, хотя бы на одну ступеньку.

Взращивание иконописца

Вообще существует целый список добродетелей, необходимых иконописцу. Они закреплены в правилах Стоглавого Собора, подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье: "Отличие иконы от живописной картины" здесь.

Тема преемственности прочитывается в картине Александра Головина. Речь идет не только о передаче знаний иконописи, закладываются духовные основы будущего иконника.

img

А.Головин "В иконописной мастерской", 1894 г.

Обратите внимание на аскетичную обстановку в мастерской, как одеты люди. Мальчик не просто стоит, он держит кисти и терпеливо, читайте: "смиренно ожидает", когда мастер ими воспользуется.

За кадром наверняка юный послушник принимает участие и в подготовке досок для написания икон, наблюдает, как опытные монахи штукатурят стены храма для росписи, выполняет посильные поручения.

Вообще обучение иконописи в монастырях не похоже на обычное обучение, например, живописи. Сначала начинающие иконописцы изучают канонические правила и технику письма, символизм иконы.

img

Елена Поленова "Иконописная мастерская XVI века", 1887г. Размер: 38.5×32 см. Третьяковская галерея, Москва

По мере взросления послушника происходит и его духовный рост. Сначала мальчик выполняет черновую работу, например левкасит доски, растирает пигменты и конечно, изучает работу мастеров. Затем ему разрешается писать отдельные элементы изображения на иконах, фоны, здания, природу, после одежду и руки святых, на финальном отрезке обучения — лики.

Даже обученному молодому мастеру не сразу разрешается писать Христа и Богородицу в виду недостаточной духовной зрелости. Поэтому первыми самостоятельными работами новичков становятся образы святых и ангелов. По мере восхождения по духовной лестнице разрешается писать образ Спасителя и Девы Марии. Таким путем шел и преподобный Андрей Рублев.

В обучении живописи другой подход — от простого навыка к сложному. Скопировал картину по-проще, затем по-сложнее, написал свою картину, следующую, приобрел опыт — бери масштабные темы, холсты.

И еще, иконописцы, в отличие от художников, никогда не подписывают свои творения. Иконы пишутся по милости и с Божией помощью, авторство остается за Богом, поэтому подпись, как атрибут тщеславия и превознашения недопустимы.

Духовный подвиг

Работа Василия Раева отсылает нас к мысли о том, что когда человек по настоящему живет христианской жизнью, то и образы у него получаются с Божией помощью.

img

В.Раев "Блаженный Алипий, иконописец Печерский", 1848г.

Перед нами момент, когда Ангел в облике "некоего юноши светлого" дописывает к празднику Успения икону Успение Божией Матери.

Алипий на этот момент был болен и его земной путь подходил к концу. Поэтому он ни как не мог закончить в срок обещанную работу. На кануне к нему приходил заказчик, который сильно опечалился узнав эти обстоятельства.

Но произошло чудо и на другой день все увидели "дивную икону", завершенную Ангелом "в три часа", что совершенно не возможно смертному человеку. Ранее мы говорили, что в отличие от живописи икону не возможно написать в короткие сроки, именно из-за техники письма.

Сам Алипий сказал: "Ангел написал ее и вот Он стоит возле меня, и хочет меня взять с Собою". Благоговейный труженик умер в 1114г.

Святая Троица

Следующие две работы посвящены иконе преподобного Андрея Рублева "Святая Троица". Одну работу мы видим в храме в виде фрески. Иконописец ее завершил и пишет другую фреску. На другой картине мастер завершает икону Святой Троицы.

Обе работы объединяет свет, идущий как бы не на Святой образ, а от него. И это подчеркивает первичность духовной жизни для верующего человека. Яркая гамма красок в палитре вызывает радостные чувства.

Герои на этих картинах проделали масштабную работу. Их труд не оставляет нас равнодушными. Однако, в монастырях и храмах не принято выпячивать свои заслуги и достижения, т.к. верующие люди считают, что все по воле Божией, в том числе и их успехи. А значит и эти старания во Славу Божию.

img

Станислав Брусилов "Иконописец", 2006г.

img

Александр Смолин "Иконописец"
pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img