мастерская живописи и графики

Художники разных эпох регулярно обращаются к этой теме. В пейзажах не редко можно встретить изображение монастырей, соборов, храмов. Они могут быть частью сюжета, как неотъемлемая составляющая нашей жизни, а могут выступать и главным объектом.

До революции жизнь человека была тесно связана с церковью. Родился человек — его крестили в храме. Женитьба — молодоженов венчает батюшка. Воскресные и праздничные службы — исповедь и причащение. Окончание земного пути тоже не обходилось без "посещения" храма.

img

П.И.Коровин "Крестины", 1896г.

Однако, до истинного покаяния доходили далеко не все — ни бедные, ни богатые. Разрыв между реальной и духовной жизнью не был секретом в обществе. Поэтому, периодически, художники, люди тоже не без греха, брали на себя миссию напомнить через искусство о том, что "жив Бог" и к нему нужно идти.

Посмотрите, какие разные наши православные храмы: величественные, торжественные, праздничные, нарядные, из далека светят своими куполами, иногда мистические, где-то одинокие, как отшельники и у каждого своя судьба.

Мы взяли для этой статьи небольшую коллекцию картин таких известных художников как: Аполлинарий Васнецов, Илья Репин, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Василий Поленов и др. Так же здесь вы увидите картины и современных художников, которые, к нашей радости, не обходят эту тему в своем творчестве. Картины не оставляют нас равнодушными. Завораживают и радуют взор. А главное — наши мысли обращаются к Богу.

Храмы в сельской местности

Храмы очень здорово отличаются друг от друга в зависимости от места их нахождения. Начнем с того, что в деревнях вообще могло и не быть ни какого храма. Что такое деревня? Это небольшое крестьянское селение. Как оно выглядит можно увидеть на картине Василия Поленова. Не обращайте внимание на год написания картины. Путешествуя по нашей стране, мы не раз видели такое и сейчас.

img

В.Д.Поленов "Русская деревня", 1889г.

img

М.К.Клодт "Село в Орловской губернии", 1871. Размер: 137x217 см., Дальневосточный художественный музей

А вот на этой картине Михаил Клодт изобразил уже село. В чем разница? На дальнем плане слева, там за избушками, виднеется храм. Очевидно, что строительство и содержание храма дело дорогостоящее и позволить его себе может только достаточно крупное поселение. Иначе говоря, в селе проживает людей гораздо больше, чем в деревне. Ну, а если в сельской местности не один храм, то дела тут идут очень не плохо.

img

И.Е.Репин "Вид села Варварина", 1878г., Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

img

А.К.Саврасов "Печерский монастырь под Нижним Новгородом", 1871. Размер: 101x131 см., Нижегородский гос. художественный музей

img

Г.Ф.Ярцев "Село", 1890г. Размер: 43х43 см., Севастопольский художественный музей имени П.М.Крошицкого

img

А.В.Маковский "Пейзаж с церковью", 1900г. Размер: 26x42 см.

Когда храмы строили состоятельные люди

Сельские храмы, конечно, отличались от храмов в богатых сельских имениях и дворцово-парковых ансамблях, принадлежавших известным и богатым людям. Разница в размерах, украшениях, резьбе, отделке и росписи. Не редко такие храмы вписывали даже в парковый ландшафт.

Вот яркая история из села Вощажниково из Ростовского уезда Ярославской губернии. Само село известно с 13 века. Как можно догадаться, название произошло от слова "вощина", т.е. воск. Издревле здесь было развито пчеловодство. Так вот, за особые заслуги царь Петр I дарит это село, а с ним титул графа и звание фельдмаршала генералу Борису Петровичу Шереметеву. Это был первый случай жалования грфского титула и высокого звания. Крестьяне тут же прозвали эти места "графщиной".

img

Храмовый комплекс села Вощажниково. Картина с фотографии 1910г., акварель

Шереметевы построили здесь усадьбу. Что скрывается за этим словом? Главный дом и беседки, а вокруг них и вдоль аллей цветники, клумбы, оранжереи, пруд. А еще конюшня, каретник, молотильный сарай для зерна и другие хоз постройки. И конечно, храмовый комплекс — храм Рождества Пресвятой Богородицы, двух-этажный храм во имя Живоначальной Троицы, две часовни и ограду с воротами.

Нужно отметить, что внук Шереметьева Николай Петрович, тот самый кто взял в жены бывшую крепостную оперную солистку Жемчугову, построил в округе 15 каменных храмов.

Узнаете? Вдалеке этот храмовый комплекс, но в наше время.

img

В.Е.Лукьянов "Утро в Вощажниково", 2008г. Размер: 50х70 см.

Большевики устроили в храмах скотобойню и цех по ремонту тракторов. Однако, с 2000 года идет восстановление храмов стараниями отца Бориса (Украинцева). Ввиду отсутствия в этой местности графьев и других богатых спонсоров, восстановление растянулось уже не на одно десятилетие. Если вам интересно подробно почитать об истории Вощажниково и его храмах или вы захотите внести пожертвование, то заходите на официальный сайт храма Живоначальной Троицы с. Вощажниково здесь.

img

В.Изумрудов "Церковь в Абрамцево"

На этой картине не большой храм Спаса Нерукотворного. Он был вписан в пейзаж абрамцевского парка. Первоначальный проект храма создал известный художник В.Д.Поленов. Затем, не менее известный художник В.М.Васнецов проект доработал и в 1882г. храм был построен и освящен. Стоит сказать, что расписывали этот храм Васнецов, Поленов, Репин и другие абрамцевские художники.

img

Н.Е.Маковский "Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы", 1872г. Размеры: 69x43 см., Третьяковская галерея, Москва

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы построен в середине 16 в. на берегу Москвы-реки. По преданию на этом самом месте Великий князь Василий III узнал о зачатии сына (Иоанна IV Грозного), когда возвращался с охоты. В знак благодарения за свершившееся обетование и было решено поставить тут храм.

Кроме Ивана Грозного в 1997г. здесь совершил литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а в 2010 г. храм посетили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Тема Творца, воздержания, спасения души

Очень часто можно увидеть картины, где храм гармонично вписывается в красивую природу. С одной стороны, автор картины напоминает нам о Создателе всего сущего, об истинном Творце мира. С другой, художник обращает наше внимание на аскетическую монашескую жизнь и покаянные чувства, заставляя, подчас, задуматься, а может и нам обратить взор на свой внутренний мир, умерить свои аппетиты и амбиции...

img

К.Я.Крыжицкий "Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде", 1895-98гг. Размер: 31,4х45 см., Архангельский областной музей изобразительных искусств

img

С.Крылов "Пейзаж с церковью"

Иногда на переднем плане картины мы можем видеть дорогу, реку, а иногда едва заметную тропинку, ведущую к святому месту. Таким приемом художник символизирует путь спасения грешной души. Мы словно читаем: "Чем ближе человек к Богу, тем больше его шанс на спасение". Вспомним слова Варсонофия Оптинского: "В миру спастись почти не возможно". Почему? В мирской суете человек часто поддается страстям и отдаляется от Бога.

Не редко на пути к храму лежит мост — это еще один символ спасения в жизни верующего человека. Такми мостом как раз и является Церковь, к которой ведет дорога.

img

И.И.Левитан "Тихая обитель", 1890г. Размер: 87,5×108 см., Третьяковская галерея, Москва

img

И.И.Шишкин "Часовня в лесу", 1893 г. Размер: 50x59 см., Псковский гос. объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Храмы, скрывающиеся в лесах, имеют еще одну символику. Художник как бы указывает зрителю на подвижничество и духовный монашеский подвиг. Посмотрите, какие узенькие, едва заметные тропинки ведут к храму. И это неспроста, т.к. путь этот тяжелый и полон не легких испытаний. Очень не многие люди, в последствии ставшие святыми, смогли пройти через чащу своих страстей и отыскать путь к Богу. Теперь они для нас те самые маяки, указывающие путь к истине.

Храм на картине всегда оживляет ее, т.к. мы видим присутствие Бога, а значит и жизни, как физической, так и духовной.

img

В.Д.Поленов "Часовня на берегу Оки", 1893г. Размер: 24x43 см., Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская обл.

img

И.И.Шишкин "В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом", 1879 г. Размер: 37 x 52 см., Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Столичные храмы

Продолжая тему отличительных характеристик храмов друг от друга, мы можем заметить, что в городах, особенно в крупных, все строительные и декоративные признаки храма умножаются кратно, а золото и серебро исчисляются килограммами. Например, на позолоту куполов и кровли первого храма Христа Спасителя московское купечество пожертвовало более 320 кг. золота, а ведь жертвовали не одни они. В городских храмах можно выделять различные архитектурные стили. Особенно это касается столичных соборов, которые строили известные мастера.

img

В.Д.Поленов "Московский дворик", 1878г. Статью об этой картине читайте здесь

Для сравнения посмотрите на провинциальный дворик Саврасова. Совсем другая атмосфера в палитре, в композиции, в сюжете. Другое настроение, провинциальное, что ли?

img

А.К.Саврасов "Весна. Провинциальный дворик", 1880-90гг. Размер: 57х42 см. Художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь

В истории не редко главный храм города подчеркивал его главенствующую роль по отношению к другим городам. Сначала главным собором на Руси был Софийский собор в Киеве высотой 29 метров, построенный в 1036г. князем Ярославом Мудрым.

Когда центр политической власти сместился во Владимир, то Андрей Боголюбский построил в 1160г. Успенский собор с высотой 32,3 метра. Ну, а когда власть взяла в свои руки Москва, то Успенский собор Московского Кремля, построенный в 1479г. итальянцем Фьораванти при Иване III составил в высоту уже 49 метров.

img

Генри Брюэр (1866-1950) "Успенский собор Московского Кремля"

Кстати, Софийский собор в вольном Новгороде высотой 38 метров, построенный Ярославом Мудрым в 1050г. оказался закономерно ниже Московского. Собор Василия Блаженного на Красной площади, построенный в 1561г. при Иване Грозном, ниже Успенского, на символические 1,5 метра и составил 47,5 метров.

img

Столичные соборы отличают: помпезность, нарядность, масштабность, величие, дорогие убранства и конечно, массивные колокола.

img

А.П.Боголюбов "Храм Василия Блаженного", 1878. Размер: 73×92,3 см.

img

М.Н.Воробьев "Исаакиевский собор и памятник Петру I", 1844г. Размер: 102х131 см. Русский музей в Санкт-Петербурге

С 1712г. столицей Российской империи становится Санкт-Петербург. В 1858г. 30 мая, в день памяти Исаакия Далматского и в день рождения Петра I, почитавшего этого святого, был освящен новый главный собор страны — Исаакиевский. Высота собора составила 101,5 метра.

img

Э.П.Панов "Москва. Храм"

До 2018 г. в православном мире храм Христа Спасителя был самым высоким (103 м.) и большим сооружением, пока в Румынии не построили Собор спасения нации. Он выше нашего храма в Москве на целых 32 метра и его высота составляет 135м., но вмешает в себя этот собор 7000 человек, против 10 000 нашего храма.

Наверняка вы знаете, что первый храм Христа Спасителя, освященный в 1883г., был разрушен в 1931г. Кстати, по самому первому его проекту планировалась построить храм высотой 240 метров. Но этим планам было не суждено осуществиться. Восстановленный храм несет на себе миссию главного храма всея Руси. Московский патриархат — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире.

img

А.М.Васнецов "Симонов монастырь. Облака и золотые купола", 1927г.

img

П.В.Рычков "Собор Успения Пресвятой Богородицы", Ярославль

img

П.Б.Лучанова "Крыльцо белой палаты"
pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img